Венерические болезни
и их предупреждение

Общественная профилактика венерических заболеваний

В СССР созданы самые благоприятные условия для проведения большого масштаба профилактических мероприятии, направленных на резкое снижение, а затем и полную ликвидацию венерических болезней.

Известно, что основными причинами, порождающими венерические болезни в нашей стране, являются аморальное поведение, половая распущенность отдельных лиц, злоупотребление спиртными напитками. Для успешной профилактики венерических болезней необходимо в первую очередь вести непримиримую борьбу с этими вредными уродующими человека привычками, не свойственными людям, строящим коммунистическое общество. Для проведения этой большой работы должна быть привлечена вся общественность, которая не может и не должна мириться с неправильным поведением в обществе некоторых молодых людей. Администрация, общественность и профсоюзные организации, где работают такие люди, должны вести с ними воспитательную работу. Каждый сознательный человек нашей Родины должен стремиться выявлять как по месту жительства, так и по месту работы лиц, ведущих аморальный образ жизни, и проводить с ними воспитательную работу в виде индивидуальных бесед. По-видимому, значительную роль в перевоспитании лиц, ведущих аморальный образ жизни, должно сыграть наставничество. На предприятиях, в учреждениях следует таких лиц выявлять и прикреплять к ним наставников из контингента людей морально устойчивых, признающих и твердо выполняющих принципы и нормы поведения, изложенные в Моральном кодексе строителей коммунизма.

Если индивидуальные методы убеждения оказывают недостаточное воздействие на лиц, ведущих аморальный образ жизни, то их поступки необходимо выносить на суд общественности, осуждать их, создавать для них условия нетерпимости.

Только при активном участии руководителей предприятий, профсоюзных и общественных организаций, широких слоев населения можно рассчитывать в ближайшие годы на резкое снижение венерических заболеваний.

В Советском Союзе профилактика венерических болезней имеет государственное значение. Целая система научно-исследовательских институтов, кожно-венерологических диспансеров и венкабинетов постоянно проводят плановую работу по предупреждению венерических болезней. В этой работе активное участие принимает профессорско-преподавательский состав кафедр кожных и венерических болезней медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей.

Научно-консультативное руководство этими институтами и организационно-методическую помощь вендиспансерам страны осуществляет Центральный научно-исследовательский кожно-венерологический институт.

Советская медицинская наука дала в руки врачей испытанный временем и практикой диспансерный метод борьбы с венерическими болезнями. Полное воплощение в жизнь этот метод получил в нашей стране потому, что только в странах с социалистической идеологией борьба с венерическими болезнями может носить государственный характер. В СССР благодаря диспансерному методу достигнуты значительные успехи в деле борьбы с венерическими заболеваниями. В нашей стране заболеваемость сифилисом и гонореей - наименьшая в мире и из года в год продолжается дальнейшее планомерное ее снижение. Резко снизилось количество больных с сифилитическим поражением внутренних органов и центральной нервной системы (прогрессивным параличом, сухоткой спинного мозга). Уже ряд лет не регистрируются больные ранним врожденным сифилисом. Ценность диспансерного метода заключается прежде всего в том, что он делает противовенерическую помощь доступной для самых широких масс населения.

Все мероприятия, планируемые при диспансерном обслуживании населения, направлены на предотвращение дальнейшего распространения венерических заболеваний. Все больные с заразными формами венерических заболеваний обязательно изолируются в специальные лечебные учреждения в первые 24 часа с момента установления диагноза заболевания. Вновь они допускаются к работе только после полноценного курса специального лечения, при отсутствии у них активных проявлений сифилиса и при условии последующего систематического лечения.

В комплексе диспансерных методов борьбы с венерическими заболеваниями важное значение имеет раздел, касающийся источников заражения и контактных лиц (лица, заразившиеся от данного больного половым или бытовым способом). Поэтому каждый больной венерической болезнью должен обязательно сообщить фамилию, имя и домашний адрес человека, от которого он заразился. Предполагаемый источник заражения вызывается в кожно-венерологический диспансер для обследования, установления диагноза и лечения. Выявление источника заражения имеет большое профилактическое значение, ибо способствует предотвращению распространения венерических болезней среди населения.

Больные, страдающие заразной формой сифилиса, при уклонении от лечения подвергаются принудительному лечению в стационарных условиях. Принудительному лечению подвергаются также больные, самовольно прекратившие лечение по поводу сифилиса и гонореи.

Врачи-венерологи и врачи общемедицинской сети (терапевты, гинекологи и др.) повседневно проводят большую профилактическую работу.

Организуются массовые медицинские осмотры, проводится исследование крови на реакцию Вассермана, позволяющие выявлять не только больных с заразными, но и со скрытыми формами сифилиса.

Все лица, поступающие на работу в детские учреждения (ясли, детсады, детские дома), на предприятия пищевой промышленности, в парикмахерские, проходят медицинский осмотр с исследованием крови на сифилис.

Заболеваемость венерическими болезнями тесно связана с состоянием нравственно-этического и полового воспитания молодежи. В системе коммунистического воспитания нравственное воспитание занимает важное место.

В речи на III съезде комсомола В. И. Ленин указал: "Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали"¹.

Формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство,- одна из важнейших задач социалистического общества. Эта задача неизменно стоит в центре внимания Коммунистической партии и Советского правительства.

Еще одним убедительным свидетельством всемирной заботы партии о коммунистическом воспитании советского народа, молодежи, о всестороннем совершенствовании форм и методов этой работы стало постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". В этом постановлении еще раз подчеркнуто, что проверенным средством дальнейшего повышения идейного уровня и эффективности всей воспитательной работы является комплексный подход, обеспечивающий тесное единство политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся, и главным образом молодежи.

Важной частью нравственно-этического воспитания является половое воспитание. Половое воспитание в нашей стране - это комплексное воспитательное воздействие семьи, школы, трудового коллектива, общественности, призванное формировать правильные взгляды на значение брака и семьи в социалистическом обществе, прививать молодежи здоровые представления о взаимоотношениях между полами, о половой жизни и необходимых гигиенических навыках. В настоящее время оно приобретает особенно большое значение в связи с заметной акселерацией юношей и девушек, вызванной как биологическими, так и социально-экономическими факторами.

К сожалению, врачи, педагоги, родители и воспитатели уделяют еще недостаточно внимания проблемам полового воспитания. В связи с этим вопросы, связанные с взаимоотношением полов, для большинства молодежи остаются запретной зоной, вызывают излишнее любопытство и повышенный интерес. Из-за своей неосведомленности в вопросах пола некоторые подростки проходят период полового созревания с тяжелыми последствиями для себя. Это и онанизм, и ранняя половая жизнь со всеми вреднейшими последствиями - истощением нервной системы, общим ослаблением организма, абортами, гинекологическими и венерическими заболеваниями. Поэтому прав Герой Социалистического Труда, академик Г. Н. Сперанский, который писал: "Мы молчим, когда надо говорить во весь голос... от умалчивания страдают те, кого мы любим больше всех - наши дети, наша молодежь".

А. С. Макаренко говорил, что нельзя половое воспитание выделять в самостоятельное звено, оно должно проводиться с самого раннего детства наряду с воспитанием социально-общественного и морального облика человека. Он писал: "Каждый родитель, каждый отец и каждая мать должны поставить перед собой такую цель, чтобы будущий гражданин или будущая гражданка, которых они воспитывают, могли быть счастливы только в семейной любви и чтобы только в этой форме они могли искать и радостей половой жизни. Если родители такой цели перед собой не поставят, если ее не достигнут, их дети будут жить беспорядочной жизнью пола, следовательно, будут жить жизнью, полной всяких драм, несчастья, всякой грязи и общественного вреда...

Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычки говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам... мы тем самым воспитываем его в половом отношении"².

Крайне важно, чтобы основы гигиенических знаний, необходимые сведения о половой жизни и половой гигиене наша молодежь получала от врачей и педагогов, а не от "случайных лиц", часто извращающих правильное толкование этих вопросов, подчас с оттенком вульгарности и даже цинизма. В процессе полового воспитания молодежи им необходимо сообщить основные сведения по общей и половой гигиене, предупредить их о физических и моральных последствиях ранней половой жизни, а также о вреде для организма таких привычек, как онанизм, употребление алкоголя, наркотиков и курения.

В процессе полового воспитания также очень важно научить молодежь умению владеть своими чувствами и пробуждающимися половыми инстинктами. Это облагораживает и возвышает человека. В воспитании молодежи огромное значение имеют и занятия физкультурой и спортом, которые укрепляют организм, волю и благоприятно сказываются на формировании характера.

Одновременно необходимо воспитывать у молодежи чувство девичьей гордости и мужского достоинства. Анализируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что работа по нравственно-этическому и половому воспитанию молодежи - очень трудная, но благородная задача, являющаяся важной предпосылкой для укрепления моральных устоев нашего общества, создания крепкой семьи, ликвидации венерических заболеваний, рождения здорового потомства, роста поколения высокосознательных строителей коммунистического общества.

Однако необходимо учесть, что воспитание детей и подростков требует научно обоснованных знаний воспитателей, педагогов и родителей о физиологических и психологических особенностях периода полового созревания, правильной оценки поведения подростков, своевременного направления потока сил в сторону общественно полезного творческого труда, гуманного отношения друг к другу.

Надо знать, что половое созревание, учитывая процесс акселерации, у девочек наблюдается с 12 -13 лет, а у мальчиков - на 2 - 3 года позднее, т. е. с 14-16 лет. Но половое созревание не означает полной взрослости человека. Оно завершается у девушек к 19 - 21 годам, а у юношей к 22 - 24 годам. В этот период люди уже сознательно относятся к жизни, понимают ответственность перед семьей и обществом, уже могут критически оценить обстановку, этические стороны сложного вопроса взаимоотношения полов.

Уже с самого начала полового созревания у детей пробуждается половой инстинкт. Это - сложный безусловный рефлекс, способствующий продолжению и совершенствованию жизни на Земле.

Половой инстинкт у животных прост и схематичен, он подчиняется наследственным реакциям организма, благодаря которым тот или иной вид выживает и продолжает размножаться.

Половое же влечение у человека появляется задолго до общего биологического созревания и не проходит долго после того, как человек стареет. Эта мысль, в которой выражена вся проблемность полового воспитания, принадлежит известному русскому ученому И. И. Мечникову.

Половой инстинкт (как и пищевой, и самоохранения) врожденный, но у человека (в отличие от животных) он облагорожен одним из прекраснейших и сильных чувств - любовью.

Половая функция у человека неразрывно связана с высшими отделами нашего головного мозга - корой больших полушарий. Благодаря этому он может не только слепо следовать инстинктивному влечению к противоположному полу, но и управлять этим влечением, регулировать его.

Здесь, кстати, надо напомнить слова Ф. Энгельса о "различной степени животности или человечности" в человеке. И наша цель и в школе, и в семье - воспитывать эту человечность, способную подавить прорвавшуюся где-то изнутри животность.

Чтобы социальные мотивы в поведении человека всегда брали верх над мотивами биологическими, серьезное внимание в процессе воспитания молодого человека должно быть уделено направленному развитию нравственной стороны личности. Ибо, по словам А. С. Макаренко, "...половой инстинкт, оставленный в первоначальном "диком" состоянии или усиленный "диким" воспитанием, может сделаться только антиобщественным явлением.

Но связанный и облагороженный социальным опытом, опытом единства с людьми, он становится одним из оснований самой высокой цели и самого красивого человеческого счастья...

...Половая жизнь человека должна существенно отличаться от половой жизни животного, в этом отличии и заключаются цели полового воспитания.

Но бывает, что половая жизнь человека отличается от половой жизни животного не в лучшую, а в худшую сторону. Животное имеет потребность в половой жизни постольку, поскольку оно стремится иметь потомство, у животных почти не бывает разврата.

Человек сплошь и рядом стремится к половому наслаждению, независимо от желания иметь детей, и это стремление иногда приобретает такие беспорядочные и нравственно неоправданные формы, что приносит несчастье и ему самому и другим людям"³. В. И. Ленин учил, что задача полового воспитания подрастающего поколения состоит в том, чтобы привить нашей молодежи умение правильно оценивать свои поступки, разбираться в том, что соответствует, а что не соответствует принципам коммунистической морали.

Человек должен быть нравственным и честным не только в своих делах, но и в мыслях, в рассуждениях и чувствах. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Нашей молодежи жить при коммунизме, а в новое общество и люди должны прийти с красивой душой. Людям, ведущим аморальную жизнь, надо напомнить, что наряду с возможностью заразиться венерической болезнью, что в свою очередь морально и физически изматывает силы и здоровье человека, стремление построить свою половую жизнь на кратковременных, часто меняющихся половых связях - следствие ограниченности интересов человека или половой распущенности. Без глубокой и серьезной любви, без счастья материнства и отцовства жизнь не является полной.

Коммунизм стремится создать полноценного, жизнерадостного человека. Поэтому мы за крепкую, здоровую семью. И чем лучше будет половое воспитание молодежи, тем крепче будет семья, основанная на здоровых отношениях, где царят любовь, дружба, взаимное уважение и понимание.

В борьбе с венерическими болезнями важное значение имеет санитарно-просветительная работа, ибо профилактические мероприятия только тогда могут быть эффективными, когда население будет иметь достаточно ясное представление о венерических болезнях. Этому вопросу в нашей стране уделяется большое внимание. Медицинские работники постоянно читают лекции, проводят беседы, издаются на эту тему большими тиражами брошюры, выпускаются специальные малометражные кинофильмы.

__________

¹  Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 41, с. 309.

²  Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Минск. "Народная асвета", 197в, с. 76-77.

³  Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Минск. "Народная асвета", 1978, с. 74.