Нервно-психические
заболевания

Психогигиена

Психогигиена, как и общая гигиена, является одной из важнейших областей профилактической медицины. Психогигиенические мероприятия имеют гуманные задачи: сохранение и всемерное укрепление психического здоровья человека.

Присмотритесь к людям, окружающим вас, и попробуйте всесторонне проанализировать их жизнь в семье и коллективе. Посмотрите, насколько они уравновешенны или, наоборот, грубы, несдержанны, жизнерадостны или апатичны. Как чувствуют и ведут себя в напряженных, конфликтных ситуациях? Обратите внимание и на особо выраженные свойства характеров их родственников и детей.

Вы с полной очевидностью отметите: личность человека, его характер, способности, привычки - все это не что иное как продукт определенной внешней среды, в которой человек развивается и живет. Вы заметите огромное значение так называемых бытовых мелочей, отражающихся на настроении человека, а вместе с тем и на его психическом здоровье.

Известно, что многие нервно-психические расстройства могут возникнуть только у людей, чья нервная система резко ослаблена травмирующими внешними обстоятельствами, включая неправильное педагогически безграмотное воспитание. Это подчеркивает важность внимательных и добрых взаимоотношений между людьми, где бы они ни находились: в семье, в трудовом или учебном коллективе, просто в быту.

Психогигиена играет значительную роль в пропаганде и проведении в жизнь мероприятий по охране психического здоровья среди самых широких кругов населения.

Психогигиена неразрывно связана с общей гигиеной. Иначе говоря, всестороннее укрепление здоровья человека предупреждает ослабление и заболевание его нервной системы, нарушения психической деятельности.

Многие отрицательные черты характера (мнительность, неумение владеть собой, противостоять дурным привычкам) нередко становятся прямой или косвенной причиной значительных нарушений в организме человека. Существенным вкладом в систему психогигиенических мероприятий в нашей стране надо признать дальнейшее повышение благосостояния советских людей, их духовной культуры, а также четко организованное медицинское обслуживание. Неуклонное снижение детской заболеваемости, а также осложнений при беременности и родах предупреждает врожденные и приобретенные умственные дефекты. Воспитывая психически полноценного человека, нужно заботиться и о его физическом здоровье, разностороннем закаливании организма.

Остановимся на основных вопросах формирования основы здоровой, гармонически развитой личности. Иногда во взаимоотношениях с ребенком родители не учитывают его индивидуальных психологических особенностей, применяют стандартные педагогические приемы: провинился - наказан, совершил хороший поступок - поощрен и т. п. На этой почве нередко возникают грубые педагогические просчеты, подрывающие душевные силы ребенка, влекущие за собой "однобокость" характера, вплоть до серьезных нервно-психических отклонений.

Родители должны учитывать особенности темперамента и характера ребенка. В какой степени можно и нужно воздействовать на развивающийся характер ребенка, изменять его в желаемую сторону с помощью педагогических мер?

В процессе развития человека многие свойства его характера подвергаются значительным изменениям. Это создает для родителей реальную возможность воспитать своих детей мужественными и уравновешенными людьми, с честью преодолевающими жизненные трудности. Конечно, родители часто испытывают значительные затруднения: ведь дети от рождения бывают вспыльчивыми и неуравновешенными или, наоборот, вялыми и флегматичными. Тем не менее родители и воспитатели должны вовремя обратить внимание на недостатки характера ребенка, помочь ему в психическом развитии.

Для того чтобы ребенок не был излишне подвижным и возбудимым, нужно найти полезный выход его энергии, но ни в коем случае не применять телесные наказания и другие крутые меры. Приведем пример, иллюстрирующий этот важный вывод.

Петя В., воспитанник средней группы детского сада, всегда отличался необыкновенной активностью, любил шумные и подвижные игры, был неизменно любознателен и неутомим на групповых занятиях. Постепенно в поведении мальчика стала обнаруживаться чрезмерная вспыльчивость, доходящая до злобности: он часто обижал младших и слабых ребят, устраивал беспричинные ссоры со своими сверстниками. При этом Петя абсолютно не поддавался уговорам воспитательницы, которую раньше очень уважал и любил. Для выяснения причин такого поведения мальчика пришлось побеседовать с его матерью. Оказалось, что правильный режим дня, столь необходимый для нормального развития, в семье не соблюдается: дети до поздней ночи играют в шумные игры, смотрят телевизионные передачи. Отец семьи, в которой растет Петя, очень легко раздражается, по пустякам наказывает детей. В ответ на такую несправедливость они также становятся более злобными. Настойчивой воспитательнице пришлось немало потрудиться, прежде чем родители Пети поняли свои ошибки и наладили правильный режим дня. С согласия родителей Петя был временно переведен в круглосуточную группу этого же детского сада. Мальчик вновь увлекся живым уголком, групповыми занятиями. Впоследствии и мать сумела занять сына спокойными настольными играми, читала ему стихи и сказки. Мальчик вновь стал уравновешенным, общительным и жизнерадостным.

Совершенно очевидно, что если такого ребенка продолжать грубо наказывать, ограничивать его активность частыми запретами, то можно прийти лишь к крайне нежелательному результату - нервным расстройствам, проявляя же должное умение и настойчивость, ребенка нетрудно привлечь к посильной помощи взрослым, занять спокойными играми. Этим ребенку исподволь прививаются усидчивость, целенаправленность - качества, необходимые в школьном периоде его воспитания.

Максимума внимания и специального педагогического подхода требуют и дети с врожденной слабостью темперамента. Это робкие, застенчивые ребятишки, легко подчиняющиеся даже своим сверстникам, лишь бы ни с кем не вступать в противоречие. У этих детей часто развиваются неправильные черты характера. На предупреждение их и должно быть направлено внимание родителей. Слабым, малоактивным детям совершенно необходимо участие в коллективных играх и занятиях. Их надо увлечь яркими, но доступными для их возраста примерами мужества и стойкости, постоянно подбадривать. Не следует переутомлять ребенка большим количеством впечатлений.

Иногда родители всячески ограждают такого ребенка от каких-либо жизненных препятствий, от участия в коллективной жизни, бесконечно балуют его и, таким образом, выращивают безвольного приспособленца.

Нужно помнить о том, что многие сильные раздражители (шум, яркий свет, телепередачи и пр.), на которые взрослые не обращают внимания, могут систематически перевозбуждать нервную систему маленького человека, отрицательно сказываться на формировании его характера.

Благоприятное формирование психики ребенка неотделимо от общей семейной психогигиены. Ссоры между родителями или другими членами семьи недопустимы в присутствии маленьких детей. Не секрет, что в отдельных семьях ссорящиеся супруги восстанавливают своего ребенка один против другого. Такая обстановка создает в детской душе острые противоречия, травмирует его психику. Одной из главных педагогических задач родителей является по возможности полное единство предъявляемых к ребенку требований в семье и в детских учреждениях.

Иногда спокойствие, чрезмерная задумчивость ребенка, его обособленность от детского коллектива воспринимаются родителями и даже педагогами как результат удачного воспитания. Это ложное мнение. Такие черты в характере ребенка свидетельствуют о его однобоком развитии, В занятиях с такими детьми следует развивать их чувства, воображение, мышление, что достигается чтением и пересказами интересных сказок, фантастических или романтических историй. Старайтесь обращать их внимание на красоту природы, доступные детскому пониманию произведения искусства, активно вовлекайте в коллективные игры и забавы.

Часто встречается и противоположное явление: ребенок обладает сильными и разнообразными чувствами, проявляемыми им почти в любой обстановке, но мало задумывается об окружающей его действительности, мыслит слишком образно, конкретно и потому поверхностно. Воспитывая таких ребят, надо тренировать их мышление серьезными и поучительными рассказами, правильно и подробно отвечать на их вопросы.

При вдумчивом и грамотном подходе к ребенку можно воспитать у него гармоничный характер, здоровые наклонности и привычки. Большая доля забот о правильном воспитании (и тем самым о психическом здоровье) детей лежит на школьных педагогах и школьных врачах.

Говоря о воспитании, нельзя не подчеркнуть особой вредности религиозных настроений в семье. Таинственные и мрачные обряды, постоянный страх перед могуществом "всевышнего" резко травмируют несформировавшуюся детскую психику, могут привести к нервно-психическим заболеваниям.

Любой достаточно развитый человек может самостоятельно воспитать в себе организованность и сдержанность, хладнокровие и даже жизнерадостность. Все это имеет большое значение в первую очередь для психогигиены быта.

Иногда мы невольно портим настроение себе и другим людям разного рода мелкими, беспринципными стычками и конфликтами. А если вдуматься, так ли уж трудно сознательно удерживать себя от необдуманных поступков и слов, проявлять по отношению к людям такт и внимание?

Каждому из нас необходимо всегда помнить о возможном травмирующем влиянии своих поступков на окружающих. Не следует подавать дурной пример детям и подросткам. Научитесь подчинять чувства и желания разуму, и вы только выиграете от этого. Ведь склонность раздражаться по малейшим поводам не только неприятна для окружающих, но и губительна для собственных нервов. Не слишком ли дорогая это цена за сомнительное удовольствие от, так сказать, вольного желчеизлияния? "Психовать" глупо, невыгодно даже в серьезной конфликтной ситуации, когда разногласия носят принципиальный характер. О столкновениях по пустячным поводам можно сказать, что это уже не просто глупо, но и недопустимо прежде всего в интересах здоровья окружающих и своего собственного.

Конечно, наша жизнь меняется на глазах, все напряженнее становится ее ритм. Все шире круг людей, с которыми мы вступаем в контакт, а частота этих контактов делает их прямо-таки утомительными. Но это, разумеется, ни в малейшей мере не означает, что решения проблемы не существует. Оно вполне возможно в нашем социалистическом обществе. Следует больше внимания уделять развитию и воспитанию общей культуры, чувства самоконтроля, воспитанию, которое должно проводиться всюду - в школе, в семье, в любом трудовом или учебном коллективе.

Иногда наблюдаются недостаточно хорошие взаимоотношения между людьми разных поколений. Нельзя обходить этот вопрос, уклоняться от его решения, говоря: "Молодежь-то какая пошла!" или "Старшие нас не понимают". Здесь необходимы справедливая оценка каждым человеком собственных достоинств и недостатков, уважение к мудрой старости и понимание неопытной молодости, даже взаимная снисходительность.

Большое значение для психогигиены быта имеет принципиальная борьба с алкоголиками, наркоманами и морально разложившимися людьми (тунеядцы, развратники и пр.). Пытаясь воздействовать на таких людей, мы порой ограничиваемся лишь формальными юридическими мерами. Совсем другое дело, если аморальный тип будет повседневно сталкиваться с решительным общественным осуждением, почувствует нетерпимость его образа жизни, поведения. Долг каждого гражданина - неустанно принимать активное участие в борьбе за здоровый быт. Труд советских людей принимает все более творческий характер, становится необычайно производительным. Однако важно, чтобы стремление достичь высоких экономических показателей в социалистическом соревновании не вытесняло заботу о выполнении правил трудовой психогигиены, об организации здоровой рабочей обстановки.

Огромное психогигиеническое значение имеет правильный выбор профессии с учетом основных индивидуальных свойств характера и темперамента каждого человека.

Надо подчеркнуть, что многие профессии (медицинские, педагогические, бытового обслуживания и некоторые другие) требуют от работников особой воспитанности и гуманности. Случайность в выборе такой профессии особенно непростительна.

Важнейшим условием для слаженной и спокойной работы всего коллектива является неукоснительное соблюдение трудовой дисциплины. Для психогигиены очень важно, чтобы высокая сознательность и дисциплинированность распространялись и на бытовые взаимоотношения между сотрудниками, их коллективную жизнь вне производства. Здоровый и дружный коллектив должен стать для рабочего или служащего его второй семьей, первым помощником в решении частных вопросов быта. Для сохранения как физического, так и психического здоровья важен правильно организованный отдых. Поэтому каждый работник, стараясь получше отдохнуть, должен в полной мере учитывать особенности своей трудовой деятельности. Максимально должны быть использованы не только часы домашнего досуга, но и перерыв в работе, занятия производственной гимнастикой. Желательно, чтобы весь досуг трудящегося представлял разнообразие физической и умственной деятельности, полностью восстанавливал работоспособность.

Последний вопрос, который будет здесь рассмотрен,- это психогигиена семейной жизни. Мы повседневно встречаемся с людьми, которые считаются сдержанными, так сказать, порядочными в служебной обстановке, но почему-то неузнаваемо меняются дома. Своим "я" они могут открыто подавлять интересы родных и близких людей, создавая удобные условия жизни только для себя. Как ни странно, в обществе на поведение такого субъекта нередко смотрят как на "личное" или "семейное" дело.

В чем же причины возникновения неравноправных взаимоотношений между супругами, часто влекущих за собой тяжелые семейные разлады и нервно-психические расстройства? Несмотря на необычайную широту поставленного вопроса, многие из таких причин все же можно назвать. Нередко будущие молодожены к моменту бракосочетания имеют лишь ограниченные представления о ряде вопросов: о благоприятном возрасте вступления в брак, о значении перенесенных тяжелых заболеваний или наследственной отягощенности у одного из супругов, гигиене половой жизни и т. д. Такое положение довольно часто приводит к значительным разногласиям и разочарованию. Каждый человек должен стараться учесть все обстоятельства его будущей супружеской жизни. Основой каждой семьи должны стать сознательная ответственность за физическое и душевное здоровье потомства, нормальные семейные отношения. Очень часто семейные неполадки люди склонны объяснять такими причинами: "Характерами не сошлись", "Теща со свету сживает..." и т. д. А не вернее ли сказать: "Не захотели сойтись характерами, погасили свою любовь"? В большинстве случаев этот вывод оказывается правильным. Человек может управлять своим поведением. Настоящий человек сильнее любых обстоятельств!

Несколько слов о психогигиеническом значении нормальной половой жизни. Прежде всего надо подчеркнуть важность разумного полового воспитания детей и подростков. Родители должны стремиться к тому, чтобы дети не сосредоточивали свое внимание на вопросах интимной жизни взрослых. Не нужно окружать эти вопросы излишней таинственностью. Естественный интерес подростка к изменениям в его организме надо удовлетворять, беседуя с ним о закономерностях развития человеческого организма или предлагая ему прочесть специальные статьи и брошюры.

Теперь о взрослых. Как известно, нормальная половая жизнь зрелого человека является для него одним из источников жизнерадостности. К этому надо добавить, что временное воздержание от половой близости абсолютно безвредно для здоровья человека. Печальные результаты приходится наблюдать в случаях злоупотреблений в половой жизни, неизменно истощающих как нервную систему, так и организм человека в целом. Неупорядоченная половая жизнь часто становится причиной тяжелых семейных разладов, наносит психическую травму.

Как видим, важность соблюдения психогигиенических норм в семейной жизни не оставляет сомнений.

Хочется еще раз призвать наших читателей к повседневной борьбе за психическое здоровье советского человека, за здоровый быт социалистического общества.